Артамонова Е. Г. Региональный опыт деятельности педагогов-психологов образовательных организаций по раннему выявлению и профилактике аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ — ПСИХОЛОГОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПО РАННЕМУ ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО
И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Е.Г. Артамонова,
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания,
формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании,
социально-педагогической поддержки детей и молодежи», г. Москва
Тезисы выступления на вебинаре
«Основные подходы и технологии ранней профилактики девиантного поведения
и правонарушений детей и подростков в образовательных организациях» (23 марта 2016 г.)
подготовлены в рамках государственного задания ФГБНУ «ЦПВиСППДМ» на 2016 г.
В статье показана актуальность раннего выявления и профилактики аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних, где важная роль отводится образовательным организациям. Приводится первичный анализ условий эффективной профилактической работы в образовательных организациях регионов РФ: уровня квалифицированности кадров, полноты информационного и научно-методического обеспечения и других аспектов подготовки специалистов сферы профилактики.

 

Ключевые слова: образовательные организации, несовершеннолетние, аддиктивное и девиантное поведение, раннее выявление, профилактика, региональный опыт.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и безопасного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 2012 г. была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012−2017 годы. Актуальные вопросы защиты прав детства нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г. и в ряде других важнейших стратегических документов. Созданы новые государственные и общественные институты; приняты дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми.

В рамках научно-исследовательской деятельности нашего Центра в 2015 г. был проведен анализ эффективной практики субъектов Российской Федерации в организации и функционировании системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Были получены материалы из 75 субъектов РФ. Во исполнение плана п. 60 Минобрнауки России совместно с федеральными органами власти, а также исполнительными органами субъектов РФ был разработан проект Концепции развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Проведено экспертное и профессионально-общественное обсуждение проекта концепции. Концепция развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних направлена на создание условий для их успешной социализации (ресоциализации), формирование у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни.

Современные эффективные модели системы профилактики правонарушений несовершеннолетних основываются на системно-динамической концепции с опорой на системный подход к анализу явлений, принципы личностно-ориентированного, гуманистического, культурно-исторического и деятельностного подходов. Методологической основой организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, выступают федеральные государственные стандарты второго поколения и концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Профилактическая работа должна быть направлена, прежде всего, не на решение частных, задач, а на повышение уровня жизни, формирование такого окружения ребенка, которое формирует систему ценностей и целей; развивает в нем социально значимые качества и демонстрирует социально-одобряемые сценарии достижения целей. В этом направлении необходимы:
•повышение эффективности государственной поддержки семьи, в том числе укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
•создание единой образовательной (воспитывающей) среды;
•разработка и реализация мер по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения.

В зависимости от момента начала мер осуществления профилактического воздействия необходимо рассматривать три этапа предупреждения правонарушений несовершеннолетних: раннее предупреждение правонарушений; непосредственное предупреждение правонарушений; предупреждение рецидива. В проекте концепции сформулированы основные мероприятия, которые предполагаются к реализации на каждом этапе. Важная роль принадлежит раннему предупреждению, поскольку в интересах общества желательно использование таких форм, которые бы исключали сам факт совершения правонарушений.

Раннее предупреждение — это создание социальной ситуации развития несовершеннолетнего в направлении нормы; создание социально-психологического заслона на пути к отрицательным импульсам и устремлениям в поведении несовершеннолетнего, совершения им преступлений и правонарушений.

С учетом того, что значительную часть своей жизни несовершеннолетние проводят в образовательных организациях, важный акцент в осуществлении раннего предупреждения преступности несовершеннолетних необходимо делать на деятельности органов и организаций образования. Именно здесь можно и нужно осуществлять раннее выявление и профилактику аддиктивного и девиантного поведения детей и подростков.

Для выстраивания модели деятельности педагогов-психологов образовательных организаций по раннему выявлению и профилактике аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних важна объективная картина, сложившаяся на сегодняшний день в образовательных организациях регионов РФ, отражающая уровень квалифицированности кадров, полноты информационного и научно-методического обеспечения и другие аспекты профессиональной подготовки специалистов сферы профилактики.

Проведенный в марте 2016 г. онлайн-опрос, в котором приняли участие 527 респондентов из 63 регионов Российской Федерации, показал следующее:
Начинать профилактическую работу, по мнению большинства специалистов, следует в 8−14 лет (49%). Часть респондентов отметили и более ранний возраст — 4−7 лет (29%).
Наиболее распространенные категории «трудных детей», с которыми чаще всего сталкиваются педагоги и психологи образовательных организаций: «не выполняют требования внутреннего распорядка» (16%), «мешают проведению уроков/занятий» (16%), «прогуливают учебные занятия» (14%), «дерутся и издеваются над другими детьми» (8%), «не могут найти „общий язык“ с окружающими» (8%), «постоянно обманывают» (7%), «издеваются над слабыми» (6%), «портят имущество» (6%), «воруют» (6%), «связаны с плохой компанией» (5%) и др.
Причинами «неуправляемости» были названы: «борьба за самоутверждение в кругу сверстников» (19%), «завышенная самооценка, поощряемая родителями» (15%), «борьба за внимание взрослых, родителей» (14%), «возрастной негативизм» (13%), «подражание сверстникам из «плохой компании» (10%), «низкая самооценка, поощряемая родителями» (7%), «неверие в собственный успех из-за плохих взаимоотношений со сверстниками» (6%) и др.
Проблемами в организации профилактической работы были названы: «недостаточная работа с семьей» (35%), «недостаточность или полное отсутствие системной комплексной работы и поддержки, межведомственного взаимодействия, малая активность социальных партнеров, общественных организаций» (20%), «нехватка специалистов (ставок) социальных педагогов, психологов, тьюторов и др.» (12%), «отсутствие практики, опыта, курсов повышения квалификации» (7%), «нехватка рабочего времени на решение вопросов профилактики» (6%) и др.
Технологиями профилактической деятельности, в ознакомлении с которыми заинтересованы специалисты, были названы технологии: «коррекции детско-родительских отношений» (14%), «сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей из неблагополучных семей» (13%), «профилактики агрессивного поведения» (12%), «использования проблемного метода case-study (метод кейсов или ситуаций)» (11%), «формирования у ценности здорового образа жизни, модели безопасного поведения» (9%), «медиативная технология профилактики правонарушений несовершеннолетних» (8%), «интерактивная технология профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (8%) и др.
Наличие или отсутствие в области оригинальных, эффективных методических наработок в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних респонденты оценили, дав практически равное количество утвердительных и отрицательных ответов, соответственно — 43% и 41%.

Все это обуславливает актуальность начавшейся в 2016 г. научно-исследовательской работы в рамках госзадания Центра по заказу Минобрнауки России по выявлению эффективных отечественных и зарубежных технологий и практик и разработке Типовой модели деятельности педагогов-психологов образовательных организаций по раннему выявлению и профилактике аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних.

Артамонова Е.Г. Региональный опыт деятельности педагогов-психологов образовательных организаций по раннему выявлению и профилактике аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних // Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование», 2016. Вып. 2.

Артамонова Е. Г. Региональный опыт деятельности педагогов-психологов образовательных организаций по раннему выявлению и профилактике аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних.